Помните те времена, когда покупка нового телевизора была чем-то особенным? Когда приобретение плазменной панели с поддержкой HD считалось роскошью, на которую многие выкладывали немалые деньги или даже брали кредит? Сегодня ситуация кардинально изменилась: телевизоры настолько подешевели, что многие люди покупают топовые OLED-модели вместо компьютерных мониторов и при этом экономят половину, а то и больше от стоимости.
Об этом стало известно интернет-порталу «ИКС ТВ».
Как же произошла такая разительная перемена? Почему-то, что раньше считалось предметом роскоши, теперь доступно практически каждому? В этой статье я предлагаю разобраться в причинах этого удивительного явления и заодно выяснить, стоит ли присматриваться к телевизора в 2024 — будь то для работы по прямому назначению или в качестве бюджетной альтернативы хорошему монитору. Причины буду разбирать в хронологическом порядке.
Упрощение конструкции
Хронологически первой причиной удешевления ТВ стала оптимизация производства. В погоне за удешевлением компании-производители пошли на ряд упрощений в конструкции телевизионных панелей. Так, в большинстве современных моделей больше нет металлических экранов, ранее обязательных для изоляции от электромагнитных помех. Исчез и аналоговый радиомодуль для приема эфирного телевидения — в эпоху цифровых технологий в нем просто отпала необходимость.
Физические кнопки управления на корпусе тоже канули в лету, упростив сборку и размещение внутренних компонентов. Системы питания стали стандартизированными, позволяя производителям закупать готовые импульсные блоки питания партиями у сторонних поставщиков. Даже корпуса в ряде случаев унифицировали по посадочным местам крепления плат. По сути, современный смарт-телевизор — это обычный компьютерный монитор, управляемый чуть более продвинутым контроллером с поддержкой «умных» функций.
Кроме того, многие производители пошли по пути снижения затрат на технический контроль качества. Вместо того, чтобы тщательно проверять каждый телевизор на заводе, они предпочитают просто заменять вышедшие из строя устройства по гарантии. Конечно, это отразилось и на качестве сборки, но позволило существенно снизить себестоимость продукции. Но одного этого было бы мало — так телевизоры могут почти сравняться в цене с мониторами, но не стать дешевле их. Экономику не обманешь.
Брак — не брак
Кроме упрощения конструкции, производители телевизоров научились выгодно реализовывать даже откровенный брак. Если раньше партии матриц с повышенным числом «битых» пикселей или некорректной цветопередачей безжалостно отправляли под пресс, то сейчас с такими дефектами научились работать.
Матрицы с превышением допустимого количества дефектных пикселей или другими незначительными отклонениями от норм качества уже не идут на свалку. Вместо этого их используют в бюджетных моделях телевизоров. А те, где отклонения значительны, но ещё не доходят до уровня «черная полоса во всю вертикаль» — тоже находят своё применение.
Именно здесь появляются те самые загадочные китайские бренды вроде «VAGGQTYM», о которых вы, возможно, никогда не слышали. Эти компании-однодневки закупают бракованные матрицы у крупных производителей, встраивают их в дешевые корпуса и выбрасывают на рынок под вычурными названиями. Конечно, качество таких телевизоров оставляет желать лучшего, но для многих потребителей это не является проблемой. Ведь даже с парой сотен «битых» пикселей или искаженными цветами они по-прежнему остаются вполне работоспособными и, главное, доступными по цене.
А вот с мониторами такой трюк провернуть уже куда сложнее — и дело тут в объёме рынка: там брака на всё не хватит. Кстати, о браке.
Эффект масштаба
Следующая важная причина падения цен — эффект масштаба. Здесь стоит выделить два ключевых фактора.
- Во-первых, благодаря усилиям маркетологов за последние десятилетия в сознании людей прочно закрепилась мысль, что телевизор (а то и не один) — это must-have для каждого дома. И это несмотря на повсеместное распространение индивидуального потребления контента и цифровизацию. В результате, рынок телевизоров вырос до поистине гигантских масштабов. А чем больше объемы производства, тем ниже себестоимость каждой единицы продукции.
- Во-вторых, производство ключевых компонентов современных телевизоров достигло беспрецедентного уровня вертикальной интеграции. Сегодня матрицы, контроллеры и блоки питания выпускают всего несколько гигантских компаний, причем в огромных объемах. Остальные производители просто закупают у них все «начинку» по OEM-контрактам, пакуют в свои корпуса и выпускают под собственными брендами.
Остальные же бренды, включая мейджоров, просто скупают эти компоненты по ОЕМ-контрактам. Затем они комплектуют их в свои корпуса, устанавливают собственную прошивку (которая, опять же, зачастую базируется на продукте стороннего разработчика с «налепленным» сверху брендом) и выбрасывают готовые телевизоры на рынок. Собственное производство телевизоров «от начала и до конца» осталось, пожалуй, лишь у Samsung и LG.
Чем больше партия компонентов, тем ниже их себестоимость — отсюда и снижение цен на готовые изделия, когда два этих фактора работают в синергии. Всё же, одно дело, когда вы выпускаете пятьдесят тысяч одинаковых матриц или плат контроллера, и совсем другое — когда «тираж» составляет пятьдесят миллионов.
Шпиономания
Наконец, последний виток падения цен на телевизоры связан с переходом на «умные» технологии и возможностью монетизации пользовательских данных. Любой современный смарт-телевизор ведет подробное логирование вашей активности и отправляет эти данные на сервера производителей и их партнеров.
Что именно вы смотрите, в какое время, как часто переключаете каналы, скриншоты того, что идет на HDMI/DisplayPort — все это аккуратно записывается. Некоторые модели даже захватывают видеопоток с встроенной камеры и передают производителю, чтобы лучше понимать, как именно вы не только пользуетесь устройством, но и живёте.
Зачем компаниям такой массив совершенно личной информации? Всё просто — он очень ценен для рекламных систем и торговых площадок. Ведь, используя собранные данные, можно гораздо точнее определить ваши предпочтения и интересы.
А это позволяет показывать более релевантную рекламу и предлагать подходящие товары и услуги: вся эта информация о нашем образе жизни беспрепятственно утекает на сервера малоизвестных китайских компаний-датаброкеров (если вы приобрели ТВ китайского бренда, которых на нашем рынке после 2022 абсолютное большинство). Они анализируют и систематизируют полученные данные, чтобы впоследствии перепродать их следующему агрегатору вроде Google или «Яндекса». Те, в свою очередь, используют информацию для таргетированной рекламы и персонализации контента. Часть данных также оседает в государственных датацентрах — так, на всякий случай.
К примеру, нейросеть может опознать ребенка на скриншоте с камеры телевизора и сопоставить эти данные с записями с микрофона, а затем конечный агрегатор личных данных сопоставит этот факт с вашей историей поиска и «цифровым слепком личности». На основе такого анализа вам тут же начнут предлагать товары для детей: подгузники, питание, игрушки и так далее. По сути, ваши личные данные превращаются в товар, который можно эффективно монетизировать.
Не верите мне на слово? Вот несколько обзорных статей на тему, «наших» и иностранных:
- Как Смарт ТВ шпионят за нами (и что с этим делать) — обзорная статья от iChip
- Smart TV Spying and How to Protect Yourself — известные факты и советы по защите от шпионажа от Kaspersky
- What your smart TV knows about you — and how to stop it harvesting data — расследование от Guardian.
Список можно продолжать.
Именно эта монетизация данных позволяет производителям телевизоров отчасти компенсировать низкие розничные цены. Ведь каждый владелец смарт-ТВ приносит дополнительный доход, часть которого можно заложить в цену, рождая новый виток конкуренции.
Подключенный к Интернету современный смарт-ТВ, по сути, является современным аналогом знаменитого «телескрина» из романа Джорджа Оруэлла «1984». Разве что, в нашей дивной реальности слежка носит не столько политический, сколько коммерческий характер…
Напомним, что вы также можете прочесть материал «Премия «Лучшие Таланты» в 2023 году получила всероссийский масштаб».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: