Об этом стало известно интернет-порталу «ИКС ТВ».
Кто-то из критиков признался, что его рецензия на «Переходный возраст» могла бы состоять из бесконечно повторенного слова WOW! Охотно присоединюсь: это самое точное определение первой реакции на британский сериал.
За первые три недели его посмотрели почти сто миллионов человек. Его горячо обсуждают не только зрительские массы — он и британский парламент побудил задуматься о том, что происходит в умах подростков в век гаджетов и соцсетей.
Сценаристов Стивена Грэма и Джека Торна, режиссера Фила Барантини зацепили участившиеся сообщения об убийствах в школах — что вдруг стряслось, откуда беда? Углубляясь в тему, они открыли не меньше, чем новый для них мир — он существует в Сети. Там свой язык, свои термины: инста, инцел, эмодзи… Мир Сети — мир безграничной свободы: пишешь что хочешь, бряк — и никакой ответственности. А раз так, можно оболгать, затравить, довести до крайностей. Уже не тайком в школьном туалете, а публично.
Отношения отцов и детей были проблемой еще в тургеневские времена, теперь их разделил непроницаемый занавес
Старшие об этом в большинстве не подозревают. Язык инста им непонятен, а он, оказалось, может убить человека.
…В дом сантехника Эдди ворвался спецназ, чтобы арестовать парнишку Джейми, подозреваемого в убийстве. Перепуганному парнишке 13, он растирает по щекам слезы и все отрицает. Его везут в участок, с ним ошеломленные родители. Назначается адвокат, идет допрос, показывают неопровержимые видео с камер, вопрос, кажется, ясен. Но сериал только на первый взгляд детектив, его интересует не имя убийцы.
Второй эпизод переносит нас в школу. Это натуральный ад. Там непонятные старшим законы и заговоры. Учителя близки к истерике: перед ними инопланетяне, контакт утрачен.
Эпизод третий самый захватывающий, хотя в кадре двое: Джейми и женщина-психолог. Прошли месяцы, он свыкся с бедой — развязен, легко парирует замечания, легко взрывается. Ей нужно выяснить его психологическое состояние и мотивы случившегося. Она выполняет свою работу — для него это попытка понять самого себя.
Эпизод четвертый ставит все точки над i в генезисе происшедшего и дает бездну материала для осмысления и выводов.
Одна из ключевых тем в беседе с психологом — маскулинность как реакция на феминизм. В ходу теория, согласно которой 80 процентам женщин нравятся только 20 процентов мужчин, остальные неспособны найти партнера — они инцелы. Инцела можно затравить посредством эмодзи — оскорбительных смайликов. А возраст «переходный», время бушующих комплексов и самых безумных решений…
В освоении цифровых миров взрослые безнадежно отстали. Пока старшие пользуются интернетом как пишущей машинкой и не хотят о нем даже говорить — то ли это проделки дьявола, то ли гнездилище порно, — дети уже обитают в виртуале: там тусня, там жизнь с ее приколами. Взрослые туда проникнуть не умеют и не хотят. У них свои заботы: отец Джейми, сантехник, занят с утра до ночи и сына почти не видит. Отцов и детей разделил технический прогресс. Об этом, еще мало осознанном, сериал. Делая катастрофу наглядной, он не делает выводов — их сделает общество.
Простейший из выводов — все запретить. Но это как подлить в огонь керосина. Задрав штаны, бежать за ребятней — не получится. Сериал надо бы показывать по всем каналам — там есть о чем задуматься.
Но это и прорыв в эстетике кино: каждая серия снята одним кадром, без склеек. Камера следует за персонажем, его путь пересекает другой — камера сворачивает за ним, и начнется другое действие. Парень выпрыгивает из окна, камера — за ним, он бежит, камера не отстает, взмывает в небо, чтобы охватить всю панораму, и приземляется ровно в том месте и в тот миг, чтобы взять в кадр нужного героя… Синеман вспомнит, что одним кадром был снят Эрмитаж у Сокурова, да и Барантини освоил этот прием в «Точке кипения». Это работы виртуозные, но камерные, и там прием был скорее формальным. Здесь же, в сериале, благодаря ему мы живем вместе с героями в реальном времени — контакт абсолютен настолько, что в фильме, где нет ужасов и крови крупным планом, саспенс беспрецедентен по накалу. Авторы так выстроили драматургию, что все увиденное воспринимается как пережитое лично.
И есть открытие нового таланта — Оуэну Куперу явно суждено серьезное будущее. Такого умного, зрелого, точного понимания сложностей характера Джейми и умения их естественно выразить трудно ожидать от 15-летнего актера, играющего свою первую роль. Однако создан сильнейший образ подростка на грани нервного срыва, и, я думаю, перед нами претендент на главные актерские призы года.
Напомним, что вы также можете прочесть материал «Режиссером сериала «Трансгуманизм Inc.» по Пелевину станет Василий Бархатов».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: